Дефицит частных исполнителей в Украине: замминистра объяснила причины
Из 25 кандидатов в частные исполнители судебных решений, прошедших обучение и стажировку, на квалификационный экзамен являются вдвое меньше кандидатов.
Источник: Sudebno-Yuridicheskaia Gazeta
Согласно оценкам международных экспертов, для достойной конкуренции в сфере исполнительного производства Украине необходимо иметь до 4 тысяч частных исполнителей судебных решений, институт которых уже год как введен в дополнение к государственной исполнительной службе. Однако сегодня их реестр составляют только 129 человек. Большинство, около 50 человек, приходится, естественно, на столицу, в то же время существуют в стране округа, где нет ни одного частного исполнителя.
Понять причины отсутствия спроса на новую профессию пытается и само Министерство юстиции, которое, собственно, и является родоначальником и куратором реформы исполнения судебных решений.
Свои мысли по этому поводу «Судебно-юридической газете» высказала заместитель министра по вопросам исполнительной службы Светлана Глущенко. Она считает, что судебная реформа не может быть полноценной без реформы системы исполнения судебных решений. Введение института частного исполнителя стало, несомненно, важным шагом реформы. Он был заранее подготовлен: Министерство юстиции разработало и утвердило все необходимые подзаконные нормативно-правовые акты, чтобы доступ к профессии осуществлялся надлежащим образом.
В частности, была сформирована Квалификационная комиссия частных исполнителей, которая действует при министерстве. В нее вошли четыре представителя Минюста, четыре частных исполнителя и один судья, которого делегировала Рада судей Украины. За год было проведено 29 заседаний Квалификационной комиссии. Однако из первоначально отобранного 431 кандидата в частные исполнители, которые прошли необходимую подготовку и стажировку, на квалификационный экзамен явились только 159 человек, 129 из которых успешно его сдали.
«В среднем, из 25 кандидатов на экзамен являлись только 10. Таким образом, получили право на профессию лишь 37 процентов от первоначально желающих. Возможно, это нормальное явление, если вспомнить, что во время недавней реформы нотариата, право на получение профессии нотариуса также сначала не превышал 38 процентов от всех кандидатов. Но все же министерство беспокоит вопрос низкой явки», — отмечает Светлана Глущенко.
Причины до конца не понятны, ведь с точки зрения привлекательности профессии работа таких специалистов сегодня достаточно мотивирована. Законом предусмотрено, что частный исполнитель при согласовании со взыскателем имеет право на дополнительный гонорар и авансирование расходов исполнительного производства, если он гарантирует сроки и качество достижения результата.
Доверие в обществе к институту частных исполнителей после года их работы также велико. Об этом свидетельствует статистика: из числа обратившихся к частным исполнителям результатами их работы довольны 85 процентов взыскателей. На пользу частников — и процент успешного взыскания долгов. Например, к исполнению в государственную исполнительную службу предъявлено 1,4 млн исполнительных документов, из которых исполнено 500 тыс. решений (35,7 %). В то же время частным исполнителям передано 14 тыс. исполнительных документов, 58% из которых исполнено.
Сложный и непреодолимый трехуровневый квалификационный экзамен? Но ведь 129 уже действующих частных исполнителей его прошли, подчеркивает Светлана Глущенко.
«Чтобы окончательно снять все основания для претензий к тестам и экзамену вообще, мы решили из перечня вопросов на квалификационном экзамене удалить те, которые потеряли актуальность и уже не соответствуют изменившемуся законодательству, а также спорные и неоднозначные. Выделить эти вопросы нам помог фид-бэк на электронную почту Квалификационной комиссии от кандидатов, которые участвовали в экзаменах», — сообщила замминистра, председательствующая также в Квалификационной комиссии частных исполнителей.
Кроме того, она считает, что Ассоциация частных исполнителей, как самоуправляющееся профессиональное объединение, орган, который призван обеспечивать функционирование и жизнеспособность данной профессии, должен быть более активным в популяризации работы частных исполнителей, что обязательно скажется на увеличении количества потенциальных кандидатов. «Таким образом, работа института частных исполнителей — это в Украине первый опыт, и, понятно, еще долгое время будут существовать вопросы, требующие решения или усовершенствования», — подытожила Светлана Глущенко.